Информационный сайт о СПИДе
    новости     статьи     ссылки     контакты

ВИЧ за школьной партой

Одна из главных проблем эпидемии СПИДа катастрофическая нехватка знаний о ВИЧ среди населения, особенно среди самой уязвимой группы - молодежи. В то же время есть удобный и практичный способ предоставить детям и подросткам нужные сведения - школьные занятия. Единственная причина, по которой этот подход не стал повсеместным - предрассудки и желание уберечь детей от "нежелательной" информации. Данная статья предоставляет более объективный взгляд на обучение по вопросам ВИЧ и сексуального здоровья в школах.

Почему важно говорить о ВИЧ в школе?

Многие подростки не могут говорить о ВИЧ ни дома, ни с друзьями. Также они не могут поговорить о рискованном поведении, которое может привести к инфицированию ВИЧ. Во многих странах клиники по планированию семьи предоставляют услуги замужним женщин и семейным парам, к тому же молодые люди неохотно разговаривают о сексе с врачами или медсестрами из-за смущения или беспокойства о соблюдении конфиденциальности. Они также могут чувствовать себя некомфортно при разговоре с родителями, а родители, в свою очередь, могут чувствовать смущение и нехватку знаний для обсуждения этого вопроса со своими детьми.

Однако большинство молодых людей ходят в школы, и школа является местом, где эти проблемы можно обсудить. Сильной стороной школы является то, что у детей есть учебный план, учителя и группа сверстников. Школа может давать им не только информацию, а также учить их навыкам. Помимо этого школа помогает формировать отношения с окружающими.

Возражения против обучения по ВИЧ/СПИДу

Несмотря на явную необходимость образования по вопросам ВИЧ/СПИДа в школах, есть ряд возражений, которые обычно возникают у руководства школы и родителей. В некоторых странах нет никакой политики в области просвещения по вопросам ВИЧ/СПИДа, а в других странах может быть политика, направленная против образования в области ВИЧ/СПИДа.

На уровне отдельных школ главным препятствием является то, что данный вопрос часто требует согласования с высокопоставленными чиновниками, учителями и родителями, которые слишком консервативны или просто любят поспорить. Другое препятствие заключается в том, что школьное расписание уже составлено и заполнено, поэтому невозможно найти в нем свободное место для уроков по просвещению в области ВИЧ/СПИДа.

Даже если в школе есть уроки о ВИЧ, у них есть целый ряд недостатков:

  • Информация о ВИЧ предоставляется только в контексте медицинских и биологических фактов, вне реальных жизненных историй, в которых подростки могут узнать себя. Только обучение жизненным навыкам и обсуждение таких вопросов как взаимоотношения, сексуальность и риски при употреблении наркотиков, может помочь молодым людям объективно смотреть на риск передачи ВИЧ.
  • Может быть предложен только один вариант сексуального поведения (например, воздержание) независимо от возраста обучающихся.
  • У учителей может не быть материалов, и они могут быть не готовы к организации семинара на такие темы.
  • На уроках не предоставляется информация о службах, связанных с ВИЧ/СПИДом, в которых школьники смогут получить дополнительную информацию. Прежде всего, это телефоны доверия, кабинеты тестирования, дополнительные тренинги и клиники по лечению инфекций, передаваемых половым путем.

Достижение согласия шаг за шагом

Различные "сторожа" такие как высокопоставленные чиновники, религиозные деятели, родители, учителя и профсоюзы учителей обычно определяют, будет ли проводиться обучение по вопросам ВИЧ/СПИДа в школах, и если да, то какого рода. Они также могут принять решение, что некоторые аспекты образования по ВИЧ/СПИДу сомнительные или недопустимые.

В этом случае необходим поиск согласия с ними хотя бы по отдельным вопросам. Например, можно объяснить учителям, что ученики нуждаются в защите от сексуального насилия и отказе от употребления наркотиков - такие цели обучения вряд ли вызовут конфликт. Также можно пояснить, что нужно соблюдать равенство в получении образования между мальчиками и девочками.

Эти первые компромиссы станут отправной точкой и сделают возможным достижение согласия по другим вопросам в будущем. Например, необходимо донести до чиновников, что такое обучение поможет подросткам принимать более верные решения и избегать рискованного поведения. Следовательно, общество должно поддерживать такие программы, а не противостоять им.

От согласия к расписанию

Началом хорошего расписания для образования по вопросам ВИЧ/СПИДа должна стать надлежащая оценка ситуации. Необходимо узнать, какие особенности поведения школьников связаны с риском передачи ВИЧ. Например, можно определить каков средний возраст первого сексуального контакта, какое сексуальное поведение характерно для подростков, насколько распространено употребление наркотиков и алкоголя.

Такую оценку следует начать с опроса мнения. Подобный опрос подростков является существенным моментом, так как совсем необязательно, что дети ведут себя в соответствии с представлениями и стереотипами взрослых. Ученикам должно быть гарантировано соблюдение конфиденциальности, тогда они смогут честно ответить на вопросы. Результаты этой оценки станут основой для детальной разработки расписания, которое должно включать в себя:

  • определение характеристик программы (включая возраст, с которого она будет проводиться)
  • выбор целей программы
  • разработка учебного плана
  • выпуск обучающих материалов для учителей и школьников
  • разработка руководства для учителей

Гарантия эффективности

Эффективными являются те программы, которые оказывают положительное влияние на поведение, касающееся секса, употребления наркотиков и недискриминации. Недостаточно только давать знания детям, они должны научиться применять их в реальной жизни.

Эффективная программа должна отвечать следующим требованиям:

  • развитие жизненных навыков, в том числе воздержания от секса и безопасного сексуального поведения
  • возможность "примерить" риск передачи ВИЧ к своей жизни с помощью ролевых игр и дискуссий
  • обсуждение возможных последствий незащищенных сексуальных контактов, и способов их избежать
  • объяснение, когда надо обращаться за помощью и поддержкой к сверстникам, школьному персоналу и другим службам
  • акцент на связи вопросов ВИЧ/СПИДа с уверенностью в себе, а также проблемами нежелательной беременности, инфекций, передаваемых половым путем, и злоупотребления наркотиками
  • укрепление ценностей и норм, которые будут поддерживать безопасное поведение и помогут сопротивляться негативному давлению
  • необходимое время для работы в классе и для интерактивных занятий, таких как ролевые игры и групповые обсуждения
  • начало в раннем возрасте и до начала сексуальной активности, соответствующие возрасту программы по ВИЧ необходимо проводить уже в начальных классах

Пример в Зимбабве

В Зимбабве с 1993 года во всех школах введены обязательные еженедельные занятия по жизненным навыкам и ВИЧ/СПИДу для всех школьников с 9-10 лет и больше. Брошюры для детей и учителей были разработаны отдельно для каждого возраста и касаются 4 основных тем: отношений, взросления, жизненных навыков и здоровья.

Темы обучения включают самые разные вопросы от гендерных ролей и изнасилования до работы с эмоциями и стрессом. В классе дети повышают самооценку и уверенность в себе, а ролевые игры помогают сопротивляться давлению сверстников. В дополнение к школьным урокам, ученики выполняют внешкольные проекты по вопросам ВИЧ/СПИДа дома.

Все материалы рассмотрены и одобрены комитетом, в который входят представители Национальной программы по ВИЧ/СПИДу, Министерства образования и представителей основных религиозных конфессий. Масштабный обучающий тренинг помогает подготовить преподавателей так же как школьников и коллег учителей.

Этот пример показывает, что качественное обучение по вопросам ВИЧ может стать частью школьного образования. Необходимо только желание, целеустремленность и поиск сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.