ИнформацияНавигацияРесурсыСтатистика |
ВИЧ за школьной партойОдна из главных проблем эпидемии СПИДа катастрофическая нехватка знаний о ВИЧ среди населения, особенно среди самой уязвимой группы - молодежи. В то же время есть удобный и практичный способ предоставить детям и подросткам нужные сведения - школьные занятия. Единственная причина, по которой этот подход не стал повсеместным - предрассудки и желание уберечь детей от "нежелательной" информации. Данная статья предоставляет более объективный взгляд на обучение по вопросам ВИЧ и сексуального здоровья в школах. Почему важно говорить о ВИЧ в школе? Многие подростки не могут говорить о ВИЧ ни дома, ни с друзьями. Также они не могут поговорить о рискованном поведении, которое может привести к инфицированию ВИЧ. Во многих странах клиники по планированию семьи предоставляют услуги замужним женщин и семейным парам, к тому же молодые люди неохотно разговаривают о сексе с врачами или медсестрами из-за смущения или беспокойства о соблюдении конфиденциальности. Они также могут чувствовать себя некомфортно при разговоре с родителями, а родители, в свою очередь, могут чувствовать смущение и нехватку знаний для обсуждения этого вопроса со своими детьми. Однако большинство молодых людей ходят в школы, и школа является местом, где эти проблемы можно обсудить. Сильной стороной школы является то, что у детей есть учебный план, учителя и группа сверстников. Школа может давать им не только информацию, а также учить их навыкам. Помимо этого школа помогает формировать отношения с окружающими. Возражения против обучения по ВИЧ/СПИДу Несмотря на явную необходимость образования по вопросам ВИЧ/СПИДа в школах, есть ряд возражений, которые обычно возникают у руководства школы и родителей. В некоторых странах нет никакой политики в области просвещения по вопросам ВИЧ/СПИДа, а в других странах может быть политика, направленная против образования в области ВИЧ/СПИДа. На уровне отдельных школ главным препятствием является то, что данный вопрос часто требует согласования с высокопоставленными чиновниками, учителями и родителями, которые слишком консервативны или просто любят поспорить. Другое препятствие заключается в том, что школьное расписание уже составлено и заполнено, поэтому невозможно найти в нем свободное место для уроков по просвещению в области ВИЧ/СПИДа. Даже если в школе есть уроки о ВИЧ, у них есть целый ряд недостатков:
Достижение согласия шаг за шагом Различные "сторожа" такие как высокопоставленные чиновники, религиозные деятели, родители, учителя и профсоюзы учителей обычно определяют, будет ли проводиться обучение по вопросам ВИЧ/СПИДа в школах, и если да, то какого рода. Они также могут принять решение, что некоторые аспекты образования по ВИЧ/СПИДу сомнительные или недопустимые. В этом случае необходим поиск согласия с ними хотя бы по отдельным вопросам. Например, можно объяснить учителям, что ученики нуждаются в защите от сексуального насилия и отказе от употребления наркотиков - такие цели обучения вряд ли вызовут конфликт. Также можно пояснить, что нужно соблюдать равенство в получении образования между мальчиками и девочками. Эти первые компромиссы станут отправной точкой и сделают возможным достижение согласия по другим вопросам в будущем. Например, необходимо донести до чиновников, что такое обучение поможет подросткам принимать более верные решения и избегать рискованного поведения. Следовательно, общество должно поддерживать такие программы, а не противостоять им. От согласия к расписанию Началом хорошего расписания для образования по вопросам ВИЧ/СПИДа должна стать надлежащая оценка ситуации. Необходимо узнать, какие особенности поведения школьников связаны с риском передачи ВИЧ. Например, можно определить каков средний возраст первого сексуального контакта, какое сексуальное поведение характерно для подростков, насколько распространено употребление наркотиков и алкоголя. Такую оценку следует начать с опроса мнения. Подобный опрос подростков является существенным моментом, так как совсем необязательно, что дети ведут себя в соответствии с представлениями и стереотипами взрослых. Ученикам должно быть гарантировано соблюдение конфиденциальности, тогда они смогут честно ответить на вопросы. Результаты этой оценки станут основой для детальной разработки расписания, которое должно включать в себя:
Гарантия эффективности Эффективными являются те программы, которые оказывают положительное влияние на поведение, касающееся секса, употребления наркотиков и недискриминации. Недостаточно только давать знания детям, они должны научиться применять их в реальной жизни. Эффективная программа должна отвечать следующим требованиям:
Пример в Зимбабве В Зимбабве с 1993 года во всех школах введены обязательные еженедельные занятия по жизненным навыкам и ВИЧ/СПИДу для всех школьников с 9-10 лет и больше. Брошюры для детей и учителей были разработаны отдельно для каждого возраста и касаются 4 основных тем: отношений, взросления, жизненных навыков и здоровья. Темы обучения включают самые разные вопросы от гендерных ролей и изнасилования до работы с эмоциями и стрессом. В классе дети повышают самооценку и уверенность в себе, а ролевые игры помогают сопротивляться давлению сверстников. В дополнение к школьным урокам, ученики выполняют внешкольные проекты по вопросам ВИЧ/СПИДа дома. Все материалы рассмотрены и одобрены комитетом, в который входят представители Национальной программы по ВИЧ/СПИДу, Министерства образования и представителей основных религиозных конфессий. Масштабный обучающий тренинг помогает подготовить преподавателей так же как школьников и коллег учителей. Этот пример показывает, что качественное обучение по вопросам ВИЧ может стать частью школьного образования. Необходимо только желание, целеустремленность и поиск сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. |
|